«Здоровье как культурная традиция кубанского казачества»…
Выпуск 1
Одной из приоритетных задач демографической политики края и стратегии его развития является увеличение продолжительности жизни населения. В настоящее время назрела насущная необходимость в выработке реальных мер по оздоровлению всех сторон социальной жизни кубанцев.
Очевидно, что в последние десятилетия под угрозой оказались не только физическое здоровье населения, но и духовно-нравственное. Как и у всех россиян, у кубанцев происходит разрушение нравственной системы ценностей, навязывание через средства массовой информации чуждых социально-культурных стереотипов.
Необходимость формирования в обществе человека духовно и физически здорового не требует доказательств. Сделать это необходимо сейчас, пока шансы на наше духовное, нравственное и культурное возрождение еще до конца не потеряны.
У нас на Кубани глубокие корни имеет идея использования традиционной культуры казачества как объединяющей силы общества. В последние годы появилось много публикаций, воскрешающих жизнь кубанского казачества, жизнь, посвященную Отечеству. Изучение и возрождение здоровых национальных традиций может помочь оздоровлению духовно-нравственной, физической и культурной атмосферы современной жизни кубанцев.
Краснодарская краевая научная библиотека им. А.С. Пушкина может способствовать достижению этой цели доступными ей средствами – через имеющиеся у нее печатные источники, побуждая читателя к самостоятельной работе с книгами.
Отдел краеведения начинает серию обзоров-публикаций на тему: «Здоровье как культурная традиция кубанского казачества».
Предлагаем начать аналитический обзор интересующей нас темы с монографии А.А. Шахторина «Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX - начале XX веков» (Краснодар, 2008. 213 с.) Монография посвящена истории развития общей и специальной подготовки казачьих офицеров и нижних чинов Кубанского казачьего войска. Прослеживается воспитательное воздействие на допризывную казачью молодежь и детей станичного общества и семьи.
Рассматривая учебные заведения Кубанского казачьего войска в пореформенный период, автор отмечает:
«В дополнение к основным предметам, в учебных заведениях начинают преподавать гимнастику, музыку, рисование. Предметы эти считались очень престижными. Если говорить о гимнастике, то это была так называемая "сокольская методика", предусматривающая наличие единой для всех физкультурной формы, наличие физической разминки, занятия с гимнастическими снарядами, групповые упражнения, элементы спортивного соревнования, строительство живых пирамид, обязательные речёвки, музыкальное сопровождение и песни». (Шахторин А.А. Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX – начале XX веков: монография. Краснодар, 2008. С49-50).
Далее А.А. Шахторин прослеживает практическое применение данной методики в конкретном учебном заведении. Очень ценным является изучение автором архивных источников.
«В Кубанском Александровском реальном училище, например, отдельными дисциплинами преподавались: сокольская гимнастика, гимнастика пластическая (состояла из подготовительных приемов, позиций, маршировки под музыку и исполнения ряда танцев) и военный строй».
И конкретизирует: «Методика преподавания военной подготовки включала религиозное, умственное, духовное и физическое развитие. Последнее включало гимнастику, игры, прогулки по изучению местности и ориентирование на ней, практическую стрельбу, фехтование, определение расстояния, устройство лагеря, плавание, починку одежды, спасение жизни, оказание помощи полиции, знание устава казака из девяти пунктов и лозунг «Будь готов!» (Шахторин А.А. Подготовка казаков Кубанского казачьего войска во второй половине XIX – начале XX веков: монография. Краснодар, 2008. С. 52-53).
Рассмотрение темы было бы неполным без описания подготовки допризывной молодежи хуторов и станиц. Автор монографии рассматривает также и этот аспект. Обратимся к нему в следующий раз.